• Вы не зашли.

#1 2010-07-30 00:02:23

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Куда катится медицинское образование России?

Уважаемые коллеги!
Список антимедицинских законопроектов пополняется!
Рекомендую ознакомиться с проектом федерального закона «Об образовании». http://mon.gov.ru/dok/proj/

Нужно сказать, что интересного много. Минобрнауки реализует в законопроекте  давние тенденции развития профессионального образования, о которых много говорилось, но решились только сейчас. Не буду писать о высшем и среднем профобразовании, иначе пост будет не читаем. Остановлюсь только на последипломном.
Итак, новации, замеченные мною.
Например, возможность  проведения программ дополнительного образования в организациях независимо от их форм собственности (статья 33). При реализации этого положения любая организация здравоохранения вправе создать структурное подразделение,  осуществляющее повышение квалификации, минимизируя издержки на обучение. Вопрос в том, будет ли грамотно организован контроль качества, предоставляемых услуг и не станет ли подготовка профанацией.
Минимальная норма повышения квалификации снижена до 18 часов (сейчас 72), профессиональной переподготовки до 250 (сейчас 500) (статья 150). Хорошо или плохо? Как всегда дуально в зависимости от того, как распорядиться на уровне подзаконных актов. Для высокоспециализированных и имеющих значительный стаж специалистов снижается отрыв от работы, но как это скажется на молодежи, впервые осваивающей специальность в виде профпереподготовки?
Суть то сводится к тому что «Периодичность обучения по образовательным программам повышения квалификации определяется работодателем, если иное не предусмотрено федеральными законами». Так что сверху уже не надавишь. А дальше добрая воля и наличие средств у «автономного» работодателя. В целом пожелание госпожи Малышевой в отношении уничтожения гидувов становится перспективной реальностью. И дело не в их качественной полезности, они просто не вписываются в эту схему.
Ну и главная новация! Минобрнауки наконец заметил специфику медицинского и фармацевтического образования и отразил ее в целой статье законопроекта!

Приведу ее полностью:

«Статья 160. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования

1. Образовательная деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом образовательными и научными организациями при наличии у них гражданско-правового договора с лечебно-профилактическими, научными, аптечными организациями, санитарно-профилактическими учреждениями, учреждениями судебно-медицинской экспертизы вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, предметом которого является совместная деятельность.
Договор о совместной деятельности должен содержать положения, определяющие условия и порядок использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, допуска обучающихся и педагогических работников образовательных и научных организаций к медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их допуска к оказанию медицинской помощи гражданам, участия работников лечебно-профилактических, научных, аптечных организаций, санитарно-профилактических учреждений, учреждений судебно-медицинской экспертизы в образовательном процессе.
Порядок организации совместной деятельности в области практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Обязательным условием проведения практической подготовки при получении профессионального медицинского или фармацевтического образования является обеспечение участия обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с профессиональными образовательными программами медицинского и фармацевтического образования под контролем педагогических работников образовательных и научных организаций.
3. Высшее медицинское и высшее фармацевтическое образование могут быть получены только основным профессиональным образовательным программам высшего образования подготовки специалиста и подготовки научно-педагогических кадров.
Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего медицинского образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, может осуществляться в очной или очно-заочной формах получения образования.
Обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего фармацевтического образования, за исключением подготовки научно-педагогических кадров, может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах получения образования.
4. Дополнительное профессиональное медицинское и фармацевтическое образование наряду с повышением квалификации, профессиональной переподготовкой медицинских и фармацевтических работников включает в себя следующие виды специализированных последипломных профессиональных программ:
1) интернатура;
2) ординатура.
Подготовка по программам интернатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого для оказания квалифицированной медицинской помощи уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях и организациях государственной и муниципальной форм собственности.
Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать 1,5 лет.
Интерном признается лицо, имеющее высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование, обучающееся в интернатуре.
Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого для оказания специализированной медицинской помощи уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях и организациях государственной и муниципальной форм собственности.
Продолжительность обучения в ординатуре не может превышать 5 лет.
Ординатором признается лицо, имеющее высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование, прошедшее подготовку в интернатуре и обучающееся в ординатуре.
Обучение по программам интернатуры и ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Учебные планы и программы подготовки интернов и ординаторов самостоятельно разрабатываются образовательными и научными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями и включают в себя обязательный перечень практических навыков и умений.
Порядок приема граждан на обучение в интернатуру и ординатуру, а также особенности реализации специализированных последипломных профессиональных программ интернатуры и ординатуры, не урегулированные настоящим Федеральным законом, устанавливаются положением об интернатуре и ординатуре, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5.    К педагогической деятельности по реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, работники лечебно-профилактических, научных, фармацевтических, аптечных организаций, санитарно-профилактических учреждений, органов санитарно-эпидемиологического надзора, учреждений судебно-медицинской экспертизы, предприятий по производству медицинских препаратов и медицинской техники, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, прошедшие подготовку в интернатуре и (или) ординатуре.
При реализации специализированных последипломных профессиональных программ интернатуры и ординатуры штатная численность профессорско-преподавательского состава, необходимого для реализации данных образовательных программ, рассчитывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, исходя из соотношения 6 интернов или ординаторов на одного преподавателя.»

В связи с изложенным у меня лично возникает один общий вопрос: какой «*****» подавал предложения от МЗСР? Хотя с учетом публикаций В.И.Сквоцовой и деятельности Совета ректоров медвузов, настойчиво реализующих финансово-эротические фантазии своих приемных комиссий, что-то упустивших  при ЕГЭ, кажется догадываюсь.

Раскрою в виде подвопросов.
1.    С какого «перепоя» договор о совместной деятельности становится обязательным условием образовательной деятельности вузов? А если собственная материальная база достаточна для организации процесса обучения? Потом, в чем собственно предмет совместной деятельности? Интерес организации здравоохранения где? Или опять дружно по команде передаем фонды и оборудование попользоваться вузовским работникам? Извиняйте братцы! Переданное полномочие муниципальной организации – финансируйте из федерального бюджета – централизованная аренда площадей и оборудования. Или соль в том, что работникам организаций здравоохранения теперь можно поучить студентов? Так они вроде право совместительства ставок преподавателей не утратили, да и почасовая форма жива. Или теперь можно за бесплатно, находясь на собственном рабочем месте. Благодетели, БЛИН!
И, наконец, вспоминая суть возникшего противоречия, с которого началась возня с клинбазами. Как учитывать договор совместной деятельности при лицензировании образовательной деятельности? Где об этом?
Напомню о чем речь.

Проблема взаимодействия между образовательными учреждениями и организациями здравоохранения, являющимися их клиническими базами на основании договоров о совместной деятельности, обострилась после внесения Федеральным законом 2008 г. № 56-ФЗ изменений в пункт 4 статьи 10 Федерального закона 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Тогда в качестве условия лицензирования образовательной деятельности было обозначено наличие у образовательных учреждений на правах собственности, оперативного управления или аренды необходимой учебно-материальной базы.
Поскольку, что-то у медвузов все-таки есть, тема актуальна  при определении предельного контингента по медицинским и фармацевтическим специальностям. В принципе, вопрос соответствия площадей, занятых под учебный процесс, численности обучаемых можно было утрясти  при переработке Требований и контрольных нормативов лицензирования, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30.07.1993 г. № 34, учитывающих договоры о совместной деятельности между вузами и клиническими базами. Последующее внесение изменений в законодательство о принятии во внимание при лицензировании образовательной деятельности имущества, переданного по договорам о безвозмездном пользовании, также не позволило развить взаимоотношения, возникающие  между образовательными учреждениями, реализующими медицинские образовательные программы, и  организациями здравоохранения, так как полной передачи собственности при этом не происходит.
Но смотреть на проблему нужно шире, чем только счетоводство. Если в условиях административно - распределительной системы СССР поиск мотивации для взаимодействия образовательной сети и организаций здравоохранения не был актуальным, то в условиях сегодняшней экономики этот вопрос уже вынесен в плоскость между федеральной властью и муниципальными образованиями, являющимися согласно Конституции России самостоятельными при осуществлении своих полномочий, и поэтому требует законодательного решения.
Объективные причины конфликта, выражающиеся в том, что образовательное учреждение в системе здравоохранения действует в долгосрочном цикле управления – период обучения и работоспособности выпускника, а организация здравоохранения в краткосрочном – бюджетный год, приводят к взаимному игнорированию  главных задач и миссий – для вуза это обучение, а для больницы - лечение больных. Вследствие этого организации здравоохранения, ориентируясь на отсроченность  проблемы восполнения кадровых ресурсов, все меньше обращают внимание на общесистемные потребности и все чаще отказывают образовательным учреждениям в предоставлении собственных фондов и доступов к лечебно-диагностическому процессу, объясняя свои решения кажущейся невзаимовыгодностью.   
Законодательная неурегулированность данной проблемы значительно снижает качество подготовки, так как вопрос участия преподавателей и обучающихся в лечебно-диагностическом процессе и разделению ответственности за больного и оборудование больниц не решен. Как следствие обучение сводится к экскурсиям и проведению аудиторных занятий на территории лечебных учреждений. Затраты учебного времени при таком способе решения проблемы в основном идут на повторение лекционного материала и восполняют требования категории “знать”, а накопление практических навыков для категории требований “уметь” не происходит.
Поэтому, попытка хоть как-то закрыть дыры законодательства достойна уважения. Но, почему так однобоко в сторону вузов?  Они что не часть системы здравоохранения, а самоцель МЗСР?

2.    Почему так странно описаны интернатура и ординатура?
Во-первых, более чем сомнительны предназначения интернатуры и ординатуры, устанавливаемые п. 4 ст. 160. Применение устаревшей терминологии (квалифицированная и специализированная помощь) можно соотнести только с этапами медицинской эвакуации в военное время, несмотря на упоминание этих терминов в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.). Установление обязательности специализации в интернатуре (1996 г.) и соответствующее структурирование организаций здравоохранения привели к оказанию медицинской помощи в соответствии с имеющейся послевузовской специальностью во всех организациях здравоохранения, независимо от вида их деятельности. Поэтому термин квалифицированная медицинская помощь (т.е. помощь на основе имеющейся квалификации – врач, присваиваемой по окончании высшего образования) не может быть применен к целям специализации в интернатуре.
Также озвученные цели (способность к медицинской помощи) интернатуры и ординатуры не соотносятся со спектром специальностей здравоохранения в отношении которых выставлена обязательность интернатуры (например фармацевтика).
Во-вторых в отличие от детально прописанного статуса аспирантов (ст. 35) статус интернов и ординаторов, как и в действующем законодательстве, остается приравненным к студентам высшего образования и практически не раскрыт в части их задействованности в лечебно-диагностическом процессе и реализации их прав (п. 3 ст. 138). Поэтому в законопроекте заложено противоречие статей в части определения размеров стипендий интернов и ординаторов. С одной стороны эта компетенция отнесена к Правительству Российской Федерации (п. 6 ст.38), с другой отнесение статуса интернов и ординаторов к слушателям (п. 3 ст. 138) не позволят большего, чем размер стипендии студентов высшего образования. И, вообще интерны и ординаторы в плане стипендиального обеспечения – «второй сорт».  Право на получение стипендий Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации на них в отличие от аспирантов не распространяется (ст. 138), а  государственные академические стипендии назначаются в зависимости от их успехов в учебе и научной деятельности. То есть как и студента высшего образования интерна и ординатора могут оставить без содержания вообще.
В-третьих несмотря на то, что п 7. ст. 131 предусматривает удостоверение установленного образца после окончания интернатуры корреспонденции со ст. 70 (документы об образовании и (или) квалификации) не установлено и характер удостоверения не определен (государственного образца или нет). Также ст. 70, предусматривая для подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура) диплом о соответствующем уровне (квалификации), ординатуру и интернатуру своим вниманием обходит, относя к предмету правового регулирования ст. 155.
Данная статья (аттестация лиц, освоивших дополнительные профессиональные программы) предусматривает следующие документы о квалификации:  удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке.
Как и в действующем законодательстве, вид документов, выдаваемых по окончании интернатуры, определен не полностью, а по окончании ординатуры вообще “остался за кадром”.
В-четвертых к чему такие сроки проведения интернатуры и ординатуры (п. 4 ст. 160)?  1, 5 года трудно привязывать к учебному периоду (году). Почему не год или два? И кто может выдержать пятилетнее обучение в ординатуре со стипендией студента?
3. Что за логика была применена при построении схемы обучения?
Во-первых, как и в действующем законодательстве повторно устанавливается обязательность интернатуры в отношении всех специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, в том числе медицинским сестрам с ВПО (квалификация – менеджер) (п. 7 ст. 131).
Здесь необходимо маленькое воспоминание.
Обязательность послевузовского образования в интернатуре для занятия медицинской деятельностью установил Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (пункт 7 статьи 6). Целились вроде правильно, но попали не совсем туда куда надо. Требование было установлено для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, а не исключительно для врачей, нуждающихся в специализации и стажировке. Я, например, до сих пор разумного ответа на вопрос зачем интернатура медсестрам, фармацевтам, медфизикам и кибернетикам не услышал. Заявления с содержанием: «Я считаю, что просто необходима и все тут» не в счет. Поскольку разработчики законодательства об образовании 90-х годов были ориентированы сугубо на собственный опыт, то возможность реализации образовательных услуг они предусмотрели исключительно в образовательных и научных организациях. В результате ординатуры и интернатуры больниц выпали за правовое поле, хотя интернатура при ее возникновении в советском праве была описана именно как форма подготовки в больнице у постели больного.
Сегодня МЗСР продолжает настаивать на уничтожении больничной интернатуры и ординатуры, так как там «низкое качество подготовки». Извините, но кто и как ее оценивал и сравнивал с вузовскими аналогами, если на сегодня критериев по этим видам образования нет, а сертификация присвоена вузами? С точки зрения полезности обучения: в больнице имеем участие в лечебно-диагностическом процессе, где полно больных, а в вузе повторение пройденного за партой. Логики никакой, системные интересы игнорированы. Может это банальное уничтожение конкурентов?
В сухом остатке здравоохранение получило резко дефицитную двух ступенчатую систему подготовки. Если смотреть соотношение государственного задания на базовую подготовку и на интернатуру, то в разные годы оно варьирует от 50 до 70 %. Необеспеченные бюджетным местом в интернатуре идут либо на платное обучение, либо в «подпольную» больничную ординатуру, либо меняют профессию, заставив налогоплательщиков «вздохнуть о потраченных на их высшее образование деньгах». Зато в вузах второй конкурс! И участвуют в нем уже не абитуриенты, которым пока нечего терять, а люди, потратившее на получение высшего образования свое время и средства родителей. Причем все варианты специалистов. Так конкурс красивее выглядит. И все это под аккомпанемент причитаний Минздрава: «врачей не хватает, низкое качество подготовки…..». Как же их хватать то будет, если вы создаете им непреодолимое условие для занятия профессиональной деятельностью и учите в вузах, не имеющих клиник?  Забавно будет посмотреть на перечень обязательных практических навыков, предполагаемый обозначенными в статье учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательными и научными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями. Вопрос интеграции образовательных учреждений и организаций здравоохранения ведь так и не решен ввиду отсутствия мотивации участия больниц. Принесите справку о практике откуда хотите?
Справедливости ради нужно заметить, что сегодня дефицит интернатуры при молчаливом согласии участников процесса снижен благодаря зачислению в ординатуру выпускников высшего образования, хотя популярность ординатуры снижается стремительно. А чего туда идти? Практики нет, специальность и предназначение те же, что и в интернатуре при этом статус клинически бесправного студента с соответствующим содержанием.
Поэтому, очевидно исключительно «по просьбам трудящихся» разработчики законопроекта решили уничтожить ординатуру как класс! Теперь туда только после интернатуры! Один вопрос только: а кто поступать то будет при неясном предназначении подготовки и содержании «лабораторного кролика», да на 5 лет? Нет,   нуждающиеся в общежитии и регистрации в Москве и Питере найдутся, а остальная сеть?
Во-вторых,  как и прежде требование об обязательности интернатуры распространено только на государственное и муниципальное здравоохранение. Что уже сразу после высшего в частную клинику можно? Или опять подзаконным актом подкорректируете? Нынешнее постановление Правительства РФ 2007 г. № 30 «О лицензировании медицинской деятельности» предусматривает в качестве условия осуществления этой деятельности наличие соответствующих врачей-специалистов в организациях всех форм собственности. А специальности у нас осваиваются по правилам МЗСР в виде  интернатуры и ординатуры. Круг замкнулся. Хотя чего шуметь то? Указанное постановление вообще выдвигает в качестве условия для частной медицины 5 лет стажа в государственной или муниципальной организации, наплевав на конституционные положения о запрещении дискриминации труда, и ничего. Только не надо при этом про содействие малому бизнесу, а то тошнит уже.
Ну и, наконец, самое «веселое»!
Действующее законодательство в сфере образования наряду с аспирантурой и докторантурой относит ординатуру и интернатуру к послевузовскому профессиональному образованию,  бесплатность которого на конкурсной основе для граждан гарантирована законом.
Новый законопроект относит интернатуру и ординатуру к дополнительному профессиональному образованию и выводит их за систему государственных гарантий на образование. Выигранная «битва» за специалитет в здравоохранении приобретает меркантильный смысл. Такая же двухуровневая система как бакалавриат и магистратура  реализуется там же (вузы и научные организации), но в отличие от магистратуры как части гарантированного  высшего образования,  интернатура – платно!
Так, что теперь финансироваться эта подготовка будет в зависимости от щедрости Минфина и аппетитов чиновников, регулирующих конкурс в интернатуру.
А перед лицами, освоившими программы высшего образования здравоохранения на бюджетной основе, маячит перспектива раскошелиться на платную услугу для дальнейшей работы в нищей системе государственного и муниципального здравоохранения. Но даже при полном финансировании интернатуры практическим содержанием ее не наполнить. Нету собственных клиник у вузов и не будет. Не их задача развертывание больниц со всем спектром патологии. Прогноз простой: Профанация образования и содействие внутривузовской коррупции. Как следствие - несоответствие образовательной сети потребностям общества как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Ничего не скажешь! Государственный подход «социального государства» к вопросу реализации конституционных гарантий в сфере здравоохранения!
Знаете, коллеги! Я бы может быть усмотрел злую волю Минобрнауки России, если бы не одно но.
К  видам послевузовского образования научных кадров (аспирантура и докторантура), находящимся в ведении Фурсенко, применен совершенно иной подход.
Аспирантура и докторантура рассмотрены как подготовка научно-педагогических кадров, входящая в систему высшего профессионального образования (п. 3 ст. 17) и подпадающая под систему гарантий предусмотренных статьей 12 законопроекта (п. 2). Что, кстати, полностью приводит законопроект в соответствие  Конституции, гарантирующей бесплатность высшего образования, но не упоминающей послевузовское.   
Так что причина планирования такой организации подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образовании только в тупости и жадности людей, выступивших с предложениями от лица здравоохранения.
«Спасибо» от врачей за такую реформу определенно будет. От врачей Германии, Израиля, принимающих на лечение обеспеченных россиян. А здесь в России? Да зачем нашим чиновникам это здесь? То, что врачей не будет, так у нас много чего уже нет…..

Где нашим детям получить качественное медицинское образование, вероятно, тоже скоро придется задуматься.

Неактивен

 

#2 2010-08-03 22:46:02

Григорий Анатольевич
Member
Зарегистрирован: 2008-09-28
Сообщений: 609
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

cve1984 написал:

... поезд уже ушёл.

Я уж не раз обсуждал с другими "пикейными жилетами" на разных форумах ситуацию с врачебным образованием в России, т.к. сам проработал почти 10 лет ассистентом на кафедре эндокринологии ММСИ. Правда, ушел с кафедры я ровно 20 лет тому назад. 

В стране десятки медвузов и факультетов (один в Туле в начале 1990-х открыли при металлургическом институте). В них работают многие десятки тысяч людей. Большинство из них в той или иной степени удовлетворено статус кво. Ну а на сторонников каких-то глобальных подвижек так, думаю, и вовсе меньшинство. Вместе с тем, система образования столь архаична и неэффективна (как и все отечественное здравоохранение), что требует существенных изменений. Но это маловероятно. Впрочем, помните анекдот времен конца перестройки: есть два варианта дальнейшенго развития событий: реальный (прилетят инопланетяне и наведут "порядок"), и фантастический (сами как-то справимся)?

Наверное, система будет и дальше медленно загибаться, готовя для здравохранения новые поколения "босоногих врачей". Правда, для этого не нужно 6 лет учиться, но за это время многие смогут "откосить" от армии. Возможно, какие-то вузы смогут постепенно подняться, но это, скорее, будут отдельные факультеты при отдельных вузах (не обязательно столичных), где будут учить по-настоящему тех, кому действительно нужно хорошее врачебное образование. Так уже произошло с, например, юридическим образованием. Есть буквально пяток факультетов, диплом которых ценятся, в выпускники могут расчитывать на высокооплачиваемую работу, а все остальное ... В Индии есть медицинские школы, выпускники которых потом едут сертифицироваться и работать в США. Но большинство выпускает врачей, пригодных только "для внутреннего потребления".


Григорий Анатольевич

Неактивен

 

#3 2010-08-04 01:01:30

Galperin
Member
Зарегистрирован: 2008-07-15
Сообщений: 346
Профиль  Вебсайт

Re: Куда катится медицинское образование России?

Собственно, почему медицина должна отличаться от всей остальной системы, существующей на какой-либо территории? Все заточено под нефтяную иглу. И ничто не должно мешать делить нефтебаксы. Все затраты в таких условиях минимизируются до уровня, способного поддерживать видимость деятельности. В том числе и уровень здравоохранения требуется лишь такой, который позволит говорить, что оно существует. Нет смысла тратить бабки на обучение врачей, на клин исследования, на покупку аппаратуры. Ведь все и так можно списать по нацпроектам, украв разницу в цене между современным доктором и "босоногим", между качественным лекарством и БАДом, между томографом и кардиовизором, и т.д., и т.п.


Семён Николаевич

Неактивен

 

#4 2010-08-04 03:42:54

Григорий Анатольевич
Member
Зарегистрирован: 2008-09-28
Сообщений: 609
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Galperin написал:

... украв разницу в цене между современным доктором и "босоногим", между качественным лекарством и БАДом, между томографом и кардиовизором, и т.д., и т.п.

Семен Николаевич,
не могу с вами не согласиться, только слово "украв" надо в вашей фразе либо закавычить, лрбо заменить на другое близкое по смыслу. Молодой американский врач вступает в профессиональную жизнь с долгом за образование в 150 тыс. долларов и выше. Подготовка профессионального доктора стоит ОЧЕНЬ дорого. Участся в кредит, а его надо потом отдавать. В России никто не вкладыват такие деньги в медицинское образование. Именно по-этому раньше индеи ехали к нам учиться. Важен был именно факт получения диплома, который обходился относительно дешево. Все равно в Америке им придется переучиться на 99%.

В вашем случае лучше использовать слово "обкрадывать" (спасибо Великому и Могучему! Сколько вариантов одного и то же слова!). Обкрадывают не конкретного человека, или группу людей, а все общество.


Григорий Анатольевич

Неактивен

 

#5 2010-08-04 22:04:00

Galperin
Member
Зарегистрирован: 2008-07-15
Сообщений: 346
Профиль  Вебсайт

Re: Куда катится медицинское образование России?

Григорий Анатольевич, здесь мы касаемся самой сложной проблемы: беспрецедентно дешевой рабочей силы в РФ. Человек у нас не считается надежным объектом вложения средств. Идея базируется на древних рабовладельческих принципах экономического развития. В нашей истории мы слышали тот же довод в формуле "экономика должна быть экономной". Проблема подобных экономических формул в том, что большие скачки, достигаемые с их помощью быстро исчерпывают себя по мере опустения обкрадываемой казны.


Семён Николаевич

Неактивен

 

#6 2010-08-05 17:10:13

Григорий Анатольевич
Member
Зарегистрирован: 2008-09-28
Сообщений: 609
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Galperin написал:

... здесь мы касаемся самой сложной проблемы: беспрецедентно дешевой рабочей силы в РФ.

Семен Николаевич,

За исключением разве труда необразованных таджикских гастарбайтеров рабочая сила в России совсем не дешевая. Конечно, она может быть не так дорога как в странах Западной Европы, но сопоставима со странами со сходным уровнем экономического развития (Восточная и Центральная Европа, например).

Что же касается оплаты врачебного труда, то общество в России до сих полагает, что "добрый доктор Айболит" может принимать своих коров и волчиц под деревом и питаться утренней росой. Представление общества о враче хорошо иллюстрируется сегодняшей статье в МК:   

http://www.mk.ru/social/article/2010/08 … latah.html

Лет 20 назад гаишники не брали с врачей штрафов и взяток: уважали. Стоило мне сказать, что я врач, так с 90% вероятностью меня отпускали сдалав нотацию: будьте аккуратный, доктор. Как теперь, интересно, обстоят дела?


Григорий Анатольевич

Неактивен

 

#7 2010-08-05 22:28:55

Galperin
Member
Зарегистрирован: 2008-07-15
Сообщений: 346
Профиль  Вебсайт

Re: Куда катится медицинское образование России?

Григорий Анатольевич, общество думает так, как ему талдычат сверху. Вернее, это не общество, а толпа, которая сегодня занимает эту нишу.
В Москве уровень зарплаты врачей значительно выше, чем по стране. Однако, оценивать этот факт нужно с учетом того, что Москва сегодня один из самых дорогих городов мира. В городах, с которыми она конкурирует за это звание ни один бомж или безработный не пойдет за помощью к врачу, чья зарплата составляет 300 баксов в месяц - он же не самоубийца.


Семён Николаевич

Неактивен

 

#8 2010-08-06 09:05:49

helvsmi
Member
Откуда: Ярославль
Зарегистрирован: 2009-12-07
Сообщений: 127
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Григорий Анатольевич написал:

Что же касается оплаты врачебного труда, то общество в России до сих полагает, что "добрый доктор Айболит" может принимать своих коров и волчиц под деревом и питаться утренней росой. Представление общества о враче хорошо иллюстрируется сегодняшей статье в МК:

особенно порадовала фраза: "Да, врачам платят мало. Но за работу в других профессиях тоже платят мало, 13% населения страны живет меньше чем на 5 тысяч рублей в месяц." О своей уважаемая Елена Масюк предпочла умолчать.
"Например, в профессиональном Кодексе российского журналиста прописано прямо противоположное. Неприличным считается получать неофициальную благодарность также нотариусам и аудиторам, бухгалтерам и социологам. " стесняюсь спросить, а работают они бесплатно?, особенно нотариусы, абсолютно никаких денег с людей не берут - работают по тарифам, рассчитанным министерством здравоохранения и социального развития, оплату получают от государства по факту выполненных работ, но не более спущенного плана...
Я против мздаимства со стороны врачей, только нынешние тенденции в здравоохранении совсем не стимулируют обратного процесса в этом щекотливом вопросе, даже наоборот - люди, не умеющие вымогать вынуждены уходить, лучший вариант - частная медицина, но у нас её мало - такова политика нынешнего губернатора - медицинская помощь должна быть бесплатной. А такие вот статейки только прибавляют негатива, абсолютно не решая ни одной из настоящих проблем и дажеь не высвечивают их - так сочинение обиженного школьника об испорченном правилами поведения отдыха в пионерлагере.
Елена Викторовна

Отредактированно helvsmi (2010-08-06 09:10:46)

Неактивен

 

#9 2010-11-30 16:08:35

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

http://news.mail.ru/politics/4875178/
вроде как 1.12.2010 повесят для обсуждения

Отредактированно дмитрий борисович (2010-11-30 16:09:27)

Неактивен

 

#10 2010-11-30 21:36:53

Павел Андреевич
Moderator
Зарегистрирован: 2007-04-08
Сообщений: 4118
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Ну, спасибо.
П.А,Воробьев

Неактивен

 

#11 2010-12-02 17:07:18

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Неактивен

 

#12 2010-12-02 20:09:09

Lyudmila Bezm.
Member
Зарегистрирован: 2010-07-13
Сообщений: 571
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Уважаемые коллеги!
Тема официальной оплаты труда у практикующих врачей действительно очень животрепещущуая и ее также требует детального обсуждения. Но предлагаю вернуться к проблемам последипломного обучения молодых врачей. Здесь также имеется много вопросов: размер стипендии (причем согласно первому сообщению, размещенному Дмитрием Борисовичем, не совсем правомерно ее так называть) неуклонно снижается, при этом следует отметить, что на интернов и ординаторов уже не распространяются льготы на проезд в общественном транспорте. Поэтому из собстенного опыта могу сказать, денег, выдаваемых интерну или ординатору в Москве, в лучшем случае хватит на оплату транспорта. Также во время последипломного обучения многие вузы мягко скажем не поощеряют попытки молодых врачей работать где-то еще.
Еще один вопрос: почему клиническая ординатура(интернатура) не идет в трудовой и медицинский стаж?
И, на мой взгляд, самое интересное начинается на этапе аспирантуры, когда размер стипендии снижается еще в 2 раза (в среднем в Москве она составляет 1200-1500 р.), поэтому жизнь молодых врачей, многие из которых уже обзавелись семьями и детьми, становится только "лучше".
Я понимаю, что для получения высшего медицинского образования уходят многие годы во всех странах мира. Но думаю, таких условий нет ни в одной цивилизованной стране. Как вы считаете, как можно изменить сложившуюся ситуацию с последипломном образованием на государственном уровне?

Неактивен

 

#13 2010-12-02 20:43:39

Anna
Member
Зарегистрирован: 2008-03-18
Сообщений: 3460
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Путин указал Минздраву на разницу в зарплате врачей и чиновников

Владимир Путин поручил Минздравсоцразвития проанализировать ситуацию с заработной платой врачей. Соответствующее распоряжение премьер-министр РФ отдал в ходе совещания по вопросам подготовки региональных программ модернизации здравоохранения в Северо-Западном федеральном округе, сообщает РИА Новости.

Путин назвал несправедливой ситуацию, когда специалисты зарабатывают в несколько раз меньше, чем руководители больниц. В качестве примера он привел Калининградскую область. По данным премьера, в регионе "зарплата врача в три, а то и в пять раз ниже, чем у руководства медучреждений". "Порой даже меньше, чем у работников вспомогательных подразделений", - добавил он.

Премьер-министр отметил, что "с таким подходом нельзя сформировать крепкие и профессиональные врачебные коллективы". По его словам, в итоге от низкой зарплаты медработников будут страдать пациенты.
В связи с этим Путин поручил руководству Минздрава при разработке программ модернизации здравоохранения в регионах уделить особое внимание достойной оплате труда врачей, а также подготовке и переобучению медицинских кадров.

В октябре 2010 года аудиторская компания "ФБК" сравнила различные виды профессиональной деятельности по уровню заработной платы. В рейтинге (документ pdf), составленном специалистами компании по данным на июль 2010 года, медработники со средней зарплатой в 15824 рубля заняли 23 место из 30.

Неактивен

 

#14 2010-12-03 22:23:32

Galperin
Member
Зарегистрирован: 2008-07-15
Сообщений: 346
Профиль  Вебсайт

Re: Куда катится медицинское образование России?

А для того, что увидеть многократную разницу в зарплатах врачей и главврачей обязательно было хать в Калнинград? Типа, в Москве эта информация засекречена...  wink


Семён Николаевич

Неактивен

 

#15 2010-12-08 19:26:51

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

прочитал законопроект. да уж!!!!!!!!

Рассматривая изменения во вновь представленном публике законопроекте «Об образовании» применительно к подготовке медицинских и фармацевтических специалистов можно отметить следующее.
Количество инноваций, поражающих своей абсурдностью, уменьшено пропорционально сокращениям предыдущего текста. Но, тем не менее,  и нынешняя редакция поражает воображение непрофессионализмом, алогичностью и отсутствием прогнозирования или наоборот завуалированной попыткой ухудшения кадровой ситуации в здравоохранении. Завуалированность  выражена в исключении четких норм и создании невнятных компетенций.
Несмотря на позитивное изменение, а именно отнесение ординатуры в виде специализированной образовательной программы к части   высшего профессионального  образования (п.п. 2 п. 7 ст. 18 и далее), т. е. включение этого вида подготовки в систему государственных гарантий оснований для адекватной подготовки врачей повторно нет.
Из законопроекта (вступает в силу в 2013 г.) без всяких переходных положений исключена интернатура, также исчезает и ее обязательность для занятия медицинской и фармацевтической деятельностью.
Согласно п. 4 ст 131 4. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение специалистом необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских и фармацевтических работников. Данную статью можно толковать двояко: либо она просто обозначает цель вида образования и квалификационное требование будет выставлено специальным правом (основы здравоохранения), либо разработчик, не понимая сути им написанного, распространяет требование  об освоении программ ординатуры на всех медицинских и фармацевтических специалистов претендующих на работу по найму в системе здравоохранения. При этом недостаточность емкости ординатуры в устанавливаемой сети обучения (вузы и НИО)  и ее избыточные сроки (до 5 лет) во внимание не принимаются.
Той же статьей (131. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования) повторно применен  волюнтаристический подход к организации взаимодействия между образовательными организациями и организациями здравоохранения. Мотивационных оснований для участия в процессе подготовки кадров для практического здравоохранения не создано, зато причин принуждающих их к отказу от этого процесса более чем достаточно, особенно в статусе автономной организации.
Согласно п. 3 указанной статьи  участие обучающихся в оказании медицинской помощи гражданам и осуществлении фармацевтической деятельности осуществляется под контролем сотрудников образовательных и научных организаций, несущих ответственность за практическую подготовку и состоящих в трудовых отношениях с организациями, на базе которых осуществляется практическая подготовка. Т.Е. повторно без всяких оговорок о солидарном страховании медицинской ответственности к манипуляциям с больным за которого отвечает персонал и лично лечащий врач допускаются посторонние. Состояние ППС в трудовых отношениях с организацией здравоохранения вообще нельзя расценить иначе как принуждение к заключению трудового договора, противоречащее Трудовому праву и Конституционному положению о свободе труда. 
Естественно, что  порядок организации этого процесса спрятан на уровне подзаконного акта самого правового министерства.
Справедливости ради следует отметить, что предыдущий материал по рассматриваемому вопросу был учтен разработчиками (возможно в виде докатившегося эха), поэтому принуждение персонала организаций здравоохранения поработать бесплатно за преподавательский состав стороннего вуза трансформировано в диспозитивную возможность (п. 5 ст. 131). Как такая норма будет применяться на практике можно только догадываться, но почему-то вспоминается тезис: «Колхоз – дело добровольное. Хочешь – вступай, не хочешь – расстреляем».
Каков прогноз реализации этих новелл?
На мой взгляд, достичь повышения практической направленности образовательных программ высшего профессионального образования в условиях резкого дефицита собственной клинической базы   вузов при непродуманной схеме взаимодействия с практическим здравоохранением не удастся.
Вследствие уничтожения интернатуры и больничного послевузовского образования отрасль испытает резкий дефицит бюджетных мест в ординатуре даже для обучения выпускников бюджетной формы. Это заставит минздрав формировать квалификационные требования по уровню этого образования только на специализированном этапе помощи либо закрывать глаза на наем неподготовленных специалистов.
Допуск выпускников вузов без последипломной подготовки в интернатуре сделает наем на должности без условия соответствия специальности т. е хаотичным. Выставленные дополнительные требования (так называемые допуски, а реально требования к освоению программ ДПО, опять же выводимые за грань права в сфере образования) приведут к инконгруентности специальности и должности, что отрицает ротацию специалистов в едином правовом поле РФ. Наем будет предшествовать обучению и аттестации выпускника. Кроме того, изменение функционала специалиста со стороны работодателя  это дополнительная возможность для расторжения трудового договора, что может быть использовано для скрытой реструктуризации, не требующей выходного пособия.
Следует признать, что рассматриваемый законопроект предусматривает возможность проведения дополнительных образовательных программ в ходе высшего и среднего профессионального образования. Однако, несмотря на то, что ст. 131 в отношении медицинского и фармацевтического образования это не оговаривает,   попытка нивелировать отказ от интернатуры этим путем позволит устранить проблему только де-юре. Де-факто это будет та же часть высшего профессионального образования, не интегрированного в практическое здравоохранение.
Та же проблема прозвучит и в случае с ординатурой, организованной в виде повтора высшего образования, не имеющего контакта с практикой. Желающих поступить на 5 летний повтор аудиторной нагрузки в  условиях нищенского существования найдется мало. Ну разве только ради прописки в г. Москва или СПБ.
Та же проблема со специалистами среднего звена, у которых изымается повышенный уровень среднего образования.
В итоге – деспециализация сначала амбулаторного звена, затем стационара, так как проникновения туда недоученных на последипломном этапе специалистов в условиях резкого дефицита кадров не избежать.

Резюмируя, смею заметить, что все достижения советской и российской медицинской школы данным законопроектом перечеркнуты.
Несмотря на здравый смысл и международный опыт подготовки врачей введение в закон интернатуры и более чем столетняя практика ординатуры так и остались неиспользованными в российском праве сферы образования из-за их внутривузовского толкования.
Что впереди? В среднесрочной перспективе – дипломированная профанация медицины, что кратно страшней всякого там целительства,  и окончательный развал здравоохранения. А в долгосрочной - в этой стране уже никто и не загадывает.

Неактивен

 

#16 2010-12-09 08:13:13

Павел Андреевич
Moderator
Зарегистрирован: 2007-04-08
Сообщений: 4118
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Хороший и полезный анализ, Дмитрий Борисович. Но вот вопрос интернатуры не столь очевиден. Нужна-ли она вообще и кому нужна, а кому нет? Попробуйте развить тему, я не хочу своими идеями давить.
П.А.Воробьев

Неактивен

 

#17 2010-12-09 17:21:53

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Уважаемый Павел Андреевич!
Вы задаете очень полезный для понимания системы подготовки и ее отражения в практическом здравоохранении вопрос.
Ответ на него весьма не однозначен и возможен только при сравнительном анализе   с иностранными системами в ракурсе нашего  исторического опыта.
Когда  в нашей стране в 1996 году законом о высшем и послевузовском образовании была введена обязательная интернатура многие роптали: «студенты на 6 году бездельничают, а тут еще 7 год добавили». И были правы. Как тогда, так и сейчас раздаются реплики работодателей о неспособности выпускников к практической деятельности.
Поэтому   мнение о нецелесообразности 7 года в вузе имеет право на существование ввиду неэффективности этой схемы. Но вернемся в историю. Интернатура как вид подготовки была введена в СССР в 1972 году. Это приблизило нас к западным моделям обучения в том или ином варианте использующим два уровня образования построенным по принципам: от простого к сложному, от общего к частному, обеспечивающим постепенное вовлечение обучающегося в лечебно-диагностический процесс. Поэтому в опыте СССР на который многие любят ссылаться интернатура была построена как первичная стажировка в избранном виде деятельности, проводимая в организациях здравоохранения – больницах под руководством компетентного персонала.
Однако при разработке закона 1996 года опыт здравоохранения не был принят во внимание ввиду слабости позиции тогдашнего минздрава. На волне протекционизма вузам, старающихся узурпировать  парадигму построения систем образования было сформировано то, что мы имеем сейчас – нежизнеспособную половинчато отвечающую интересам здравоохранения схему подготовки врачей.    После того как общество и в первую очередь работодатели стали заявлять о несовершенстве всей системы образования пирамида ценностей была в какой-то мере перевернута в сторону экономики и сегодня можно отметить если не тенденции, то хотя бы целеполагание изменения ситуации в сторону актуализации системы образования.
Наиболее четкие черты этого процесса можно заметить в укрупнении специальностей ВПО м СПО, в какой то мере заимствованной у системы подготовки врачей схемы бакалавриат – магистратура (изначально магистратура дублировала специальность бакалавриата, сейчас это специализация), организации общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ со стороны работодателей.
Т.Е. сегодня система образования, а это не только вузы и др. образовательные организации четко осознает, что вариант образования - «Жигули» (когда деньги вбухиваются в завод, выпускающий ведро с болтами и уверяющий потребителей что это шедевр автопрома) общество и экономику уже  не устраивает и надо чего-то делать.
Поэтому ведя разговор о целесообразности интернатуры можно говорить:
1.     в сегодняшней  форме это неэффективное образование, нацеленное на изъятие средств у населения за счет навязывания излишней образовательной услуги. Кроме того за счет дефицита бюджетных мест в вузах процветает коррупционная составляющая на этапе приема в интернатуру и ординатуру.
2.    В подготовке в виде первичной стажировки (интернатура или ординатура) нуждаются не все выпускники, а лишь часть имеющая непосредственный допуск к манипуляциям и контакту с больным.  Учитывая необходимость ротации кадров по специальности здравоохранения наиболее просто этот страт ограничить по признаку получаемой квалификации – ВРАЧ.   С фармацевтов (в основной своей массе сегодня трудящихся реализаторами  лекарственных средств) медсестер,  кибернетиков, физиков,  биохимиков, подготавливаемых для организаций науки, требование об обязательности послевуза необходимо снимать. Хотя минздрав в этом вопросе привык загонять всех на послевуз под гребенку  для расширения платежеспособного спроса.
3.    Без изменения подхода к интернатуре и ординатуре система как была, так и останется неэффективной. Поэтому следует переработать нормативную базу разделяя предназначение этих видов образования по видам экономической деятельности и формируя два уровня ротации специалистов (амбулаторка – стационар). Есст-но,  оговорив условия взаимопроникновения кадров, детализируя программы ДПО.
Важнейшим условием станет переосмысление роли больниц в процессе подготовки кадров.  Сегодня российское образование старается привлечь в себя новых агентов, связанных с реальным производством (см. в законопроекте ст. организации, осуществляющие обучение). Минздрав же движется в обратном направлении пытаясь сосредоточить последипломное образование в уже дискредитировавших себя образовательных учреждениях и НИО. Поэтому договор о совместной деятельности, о котором все талдычат, может стать актуальным, только при делегирования больнице права на подготовку в интернатуре и ординатуре специалистов в первую очередь для себя и своего региона.  Конечно при условии методического сопровождения со стороны вуза.
В противном варианте интеграция деятельности останется на бумаге, а дефицит мест будет толкать к отказу от подготовки вообще.
4.    И крайнее. Без изменения подходов к оценке степени подготовленности специалистов система все равно не сдвинется с места. Сегодня она субъективна и имеет роль только в виде принуждения к прохождению неактуального повышения квалификации.
Поэтому нужно продолжать разговор об организации независимой общественно-профессиональной аккредитации медицинских специалистов и развить систему государственного контроля за последипломным образованием (гостандарты по интернатуре и ординатуре, гостребования к программампрофессиональной переподготовки, корреспондирующие с профессиональными стандартами,  документы об образовании в интернатуре и ординатуре гособразца, четкие правила проведения аккредитации специалистов и выдачи им сертификатов) .


Вот такое у меня мнение об интернатуре. Если бегло конечно……

Неактивен

 

#18 2010-12-09 20:33:52

Григорий Анатольевич
Member
Зарегистрирован: 2008-09-28
Сообщений: 609
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Просто реплика. Ни на обобщения, ни на советы не претендую...

Вчера и сегодня в Катаре (в том самом, который вслед за Россией в 2022 году будет принимать чемпионат мира по футболу) я принимал участие в семинаре для врачей. Т.к. тематика йододефицита близка интересам педиатров, гинекологов и специалистов профилактической медицины, на семинаре было много женщин-врачей, как из самого Катара, так и мигрантов из других арабских стран. Различаются они тем, что местные уроженки носят черные накидки на одежду и на лицо - типа паранджи, но обычно с открытыми глазами. Странное ощущение, когда эти женщины с занавесками на лицах ("Гульчатай, открой личико") задают очень толковые вопросы, говорящие как об их общем хорошем профессиональном образовании, так и понимании того, чему мы их обучали. Ну а о свободном английском я уже и не говорю.

Мне рассказали, что женщины обычно получают медицинское образование в самом Катаре. Мужчины часто уезжают учиться в США или Великобританию. В стране есть несколько медицинских школ при крупных госпиталях, в которых преподают на английском языке, часто - иностранные врачи-преподаватели. Многие их этих школ аттестованы в США, что упрощает сдачу USML и стажировку зарубежом.


Григорий Анатольевич

Неактивен

 

#19 2011-01-11 16:16:56

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

А обсужденье тихо шло. http://zakonoproekt2011.ru/#law/edu
Не смог пройти мимо - поучаствовал. Написал предложения, призванные, на мой взгляд,  повлиять как на количественные, так и качественные характеристики и здрава, и вообще.
Как вышло не знаю. Требования очень жесткие – 4000 знаков не более. Раскройте тему кратко и без мата. Но,  и тут ЦЕНЗУРА! Что за обсуждение, если модератор выкидывает всю поясняющую часть (ст. 131). Так, что, дорогие коллеги, повешу здесь.  Для отчета. Если кто-то поддержит или выскажет свое мнение буду признателен.   
   
1.    К Главе 6. Основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, связанных с получением образования  http://zakonoproekt2011.ru/edu/01-12-20 … comments/6

В настоящее время в системе образования действуют два института, связанных с целевой подготовкой специалистов по программам среднего и высшего профессионального образования. Это прием по целевому направлению и целевая контрактная подготовка.
При этом целевой прием для государственных и муниципальных нужд предусмотрен как социальная преференция за счет бюджета для граждан отдельных регионов, претендующих на поступление в льготном варианте, но не отвечающих перед потенциальным работодателем и государством никакими обязательствами. В связи с отсутствием механизма обеспечения обязательств органа, направившего на обучение, и выпускника институт целевого приема часто оказывается неэффективным, так как  не обеспечивает возврата специалиста в регион и трудоустройство по специальности.
Предложение:
Сблизить оба института,  предусмотрев возможность заключения трехсторонних договоров на обучение и последующую трудовую деятельность между обучающимся, образовательной организацией и органами государственной власти.
Образовательная организация реализует образовательную программу или их ряд в соответствии с потребностями заказчика. Помимо обязательства трудоустройства выпускника органы государственной власти, направляющие его на обучение, должны оговаривать в договоре условия предоставления жилья, заработной платы и другие социальные преференции, а также нести ответственность по договору в размере выходного пособия при увольнении по инициативе работодателя. 
Также, договор должен  предусматривать  материальную ответственность граждан в размере стоимости обучения и дополнительного стипендиального обеспечения, индексируемую с учетом дефляторов инфляции и времени работы по договору.
Возможность возникновения этих правоотношений целесообразно предусмотреть как в виде отдельного конкурса при поступлении, так  и во время обучения.
Создаваемый механизм может быть использован  для территориального распределения квалифицированных кадров в сферах экономики, связанных с реализацией конституционных гарантий.
Помимо коррекции законопроекта потребуется переработка  статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации (возмещение затрат, связанных с обучением).
Без предложенной коррекции законопроекта обучение по целевому направлению от государственных органов, не  способствуя социальному развитию регионов, останется механизмом миграции и лишь способом обхода общего конкурса в нарушение принципов социальной справедливости.
2.    К Главе 8 Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования http://zakonoproekt2011.ru/edu/01-12-20 … comments/8

Новеллы, предусмотренные статьями 76 и 77 чрезвычайно важны для расширения влияния на систему образования гражданского общества и развития обратных связей с профессиональной средой.
Однако оба механизма воздействуют на элементы системы образования, но вряд ли значительно повлияют на результат - степень подготовленности специалиста.
Кроме того, обозначенные законопроектом основные принципы системы непрерывного профессионального образования (п. 4 ст. 3) не подкреплены механизмами признания результатов образования и накопления знаний в течение профессиональной деятельности (неформальное образование).   
Вместе с тем эти механизмы чрезвычайно важны как для системы образования, так и для работодателей.  Способы признания опыта профессиональной деятельности и соответствующей формализации уровня профессиональной компетентности   в системе образования требуют регламентации в рассматриваемом законопроекте.
Тесно связана с вышеуказанной проблема общественно- профессиональной оценки подготовленности специалистов со стороны профессиональных общественных объединений (ассоциаций специалистов) и ее учета в трудовых отношениях.
Несмотря на то, что эти вопросы относятся к законодательству о труде, в рассматриваемый законопроект может быть включена общая норма, предусматривающая диспозитивную возможность учета результатов формального и неформального образования для некоторых категорий специалистов, деятельность которых связана с субъективной оценкой услуг и удовлетворенностью потребителей. Специфика  профессий может быть раскрыта в отдельных секторах отраслевого  права.
Предложение:
Дополнительно к действующей системе признания результатов профессионального образования предусмотреть возможность общественно-профессиональной оценки подготовленности специалистов со стороны профессиональных общественных объединений (ассоциаций). 
Помимо документов об образовании в комплексной оценке квалификации специалистов целесообразно учитывать результаты профессионального опыта и научной работы, мнения независимых экспертов и потребителей услуг, по сути, вводя в нее реноме как условие профессиональной деятельности.
Процедуру проводить в срочном варианте (1 раз в 5 лет), создавая мотивацию для повышения квалификации и досрочно по инициативе специалистов, либо  работодателей, либо общественных объединений по защите прав граждан.
По результатам общественно-профессиональной оценки выдавать сертификат специалиста, удостоверяющий соответствие его подготовленности требованиям профессиональных (квалификационных) стандартов по видам экономической деятельности.
3.    К статье 131 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования http://zakonoproekt2011.ru/edu/01-12-20 … 130/17-130

Появление этой статьи  следует рассматривать как признание правовой системой специфики и сложности медицинского профессионального образования.  Обширность знаний  в этой сфере требует разумной специализации, а тонкость деятельности, сравниваемой с искусством – практической направленности обучения в непосредственном контакте с больным.
Оба эти требования законопроектом учтены, но в полной мере условий для целостной системы подготовки, интегрированной с деятельностью организаций здравоохранения, не создано.
Предназначение ординатуры, сформулированное в п. 4, позволяет предположить, что требование об освоении этой программы будет распространено на всех выпускников, претендующих на работу в государственном и муниципальном секторах здравоохранения, что из-за крайней скудности вузовских клиник невозможно без организации взаимодействия с практическим здравоохранением, выступающим в качестве клинической базы обучения.
   Согласно законопроекту сотрудничество построено на одностороннем предоставлении образовательным учреждениям материальной базы организаций здравоохранения, но это не создает для больниц никакой мотивации в краткосрочном периоде управления. Вопросы долгосрочной взаимной пользы в виде подготовки и повышения квалификации кадров остаются не учтенными. Поэтому в предлагаемой конструкции собственно совместной деятельности не возникает. Ряд положений статьи вообще может обострить дремлющее противоречие между больницами и вузами, пользующимися клиническими базами и разрушить сложившийся паритет интересов.
Например, п. 3 предусматривает, что практическая подготовка обучающихся проводится под контролем педагогических работников вузов и нио, что создает конфликт интересов, так как вся полнота ответственности за пациента возложена на лечащего врача и организацию здравоохранения. Введение  страхования медицинской ответственности врачебной ошибки, предусматривающей возможность регрессивного иска к лечащему врачу, сделает предложенные в законопроекте взаимоотношения неприемлемыми для персонала организаций здравоохранения.
Оговорку того же пункта о том, что преподаватели должны вступать в трудовые отношения с организациями здравоохранения можно трактовать как  принуждение к заключению трудового договора, распыляющее фонд заработной платы больниц.
Так как условий интеграции деятельности организаций здравоохранения и образования не создается, можно ожидать либо резкого дефицита ординатуры по отношению к бюджетному выпуску, либо - профанации обучения, сводящейся по существу к повтору программы высшего образования. 
Поэтому следует предположить, что на практике это приведет к  допуску части выпускников к медицинской деятельности непосредственно после окончания вуза, объясняемому якобы  усилением практической направленности обучения в ходе высшего профессионального образования. В этом случае практическая  подготовка останется формальной из-за  несовершенства ее организации,  а принципы обучения «от простого к сложному» и от «общего к частному» не будут соблюдены.
Удлинение срока обучения в ординатуре до 5 лет и ее предлагаемая содержательная часть сделают эту форму крайне непривлекательной и в долгосрочной перспективе следует ожидать накопления недоучившихся специалистов и деспециализации врачебного труда, как в первичном звене здравоохранения, так и высокотехнологичном, акцептирующем кадры в условиях недостаточности их ресурсов.
Предложения:
1.    В интересах специализации врачей предусмотреть в виде основных образовательных программ интернатуру и ординатуру со сроками 1-2 года и 2-3 года соответственно,  наполняя их различным содержанием. В интернатуре готовить специалистов для первичного звена здравоохранения, в ординатуре для специализированных видов деятельности.
2.    С целью создания оптимальной сети последипломной подготовки медицинских специалистов и повышения актуальности образовательных программ обеспечить возможность проведения интернатуры, ординатуры и программ дополнительного профессионального образования в организациях здравоохранения.
3.    Интеграцию деятельности организаций образования и здравоохранения в интересах практической направленности подготовки медицинских специалистов построить на основании взаимного использования материально-технической базы, методического обеспечения интернатуры и ординатуры со стороны образовательных учреждений и совместной научной деятельности.

Неактивен

 

#20 2011-01-21 17:25:55

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Вот и "товарищ Дворкович" принял участие в игре плохой - хороший полицейский.  http://novayagazeta.ru/news/974450.html 
Путин вроде  одновременно размышляет как эти стипендии поднять........
Но видимо останется статус кво. Зато какой процесс! Как в армии прям :Вариант поощрения - Снятие ранее наложенного взыскания........

Неактивен

 

#21 2011-01-24 00:57:37

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Кстати, инициатива обсуждается. Вот уже пошли призывы вернуться к положительному опыту СССР - распределению выпускников. А я то, по-наивности, думал, что только Рошаль к этому призывает sad
Коллеги давайте точки над И поставим хотя бы на этом форуме. Как уверяет Павел Андреевич его читают.
Не было в СССР никаого распределения! Несмотря на всю тоталитарность, СССР не успел додуматься до рабовладелческого строя, хотя бы в виде права. Распределение - это слэнг административных недоучек среднего звена, что легко проверить по нормативной базе гарант, включающей документы того периода.
Было постановление совмина о содействии трудоустройству молодых специалистов. Дальше все держалось на лояльности граждан и статье за тунеядство. Так, что вернуть то, чего не было - нонсенс.
Просто давайте признаем: совковые механизмы взаимодействия образования и профессиональной среды мы сломали, а взамен ничего не придумали. Поэтому говорить нужно не о возвращении в светлое прошлое, а создании контрактной нормативной базы, соответсвующей уровню сегодняшних общественных отношений. Есс-но с учетом Российского правопостроения социального государства, а не методом тыка в правовые обычаи забугорья.
А то только и слышно, что в америке образование стоит огого!  Оно там отбивается за пятилетку, поскольку людям дают зарабатывать. Да + многообразие финансирования для различных социальных групп.  А не так как у нас всем о родины шиш с маслом. Но и об обязательствах за полученные преференции давайте не забывать. Писал здесь об этом. Повторяться не буду. smile

Неактивен

 

#22 2011-01-24 04:03:06

Григорий Анатольевич
Member
Зарегистрирован: 2008-09-28
Сообщений: 609
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

дмитрий борисович написал:

Не было в СССР никаого распределения! ... Было постановление совмина о содействии трудоустройству молодых специалистов. Дальше все держалось на лояльности граждан и статье за тунеядство.

Дмирий Борисович, Советские документы нельзя читать буквально. Конституция 1937 года - верх демократии. Распределение в советские времена было и весьма жесткое по принципу "не знаешь - научим, не хочешь - заставим". К середине 1970-х, когда я окончил мединститут и система уже подряхлела, зубы затупились и местами выпали, жестких правил уже не было. Но без специальной бумажке о "распределении" на работу "молодому специалисту" поступить было невозможно. Ни один отдел кадров на это не пошел бы. Впрочем, карьера кочегара оставалась открытой.

Возродить систему распределения в советском виде, наверное, невозможно. Россия слишком далеко ушла вперед, чтобы вдруг опять стать Северной Кореей. В Госдуме и других органах без власти сидит немало людей, которым делать нечего, а руки чешутся. Вот они и меняют часовые пояса, собираются отменить летнее время, предлагают ввести какой-то дресс код, а также и распределение выпускников. Интересно куда будут распределять выпускников Академии Натальи Нестеровой: а Академию наук Юрия Осипова?

Расходы на врачебное образование в Америке за 5 лет "отбить" невозможно, слишком большая сумма (+/- 150 тыс. долларов). Врачи выходят из системы высшего образования с самым большим долгом. На покрытие его уходит лет 10 и больше.


Григорий Анатольевич

Неактивен

 

#23 2011-01-24 06:59:43

Павел Андреевич
Moderator
Зарегистрирован: 2007-04-08
Сообщений: 4118
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Дмитрий Борисович. СССР страна разная в разные годы. Напомню, про право там вообще не слышали. Начальники отделов кадров все были в погонах КГБ. именно эта организация и трудоустраивала людей. И труд был абсолютно рабский, так как вывернуться было почти не возможно. Я, например, скрывался месяц, так как шло перераспределение (меня "кинули" с ординатурой), и вполне реально можно было нарваться на неприятности. Из горздрава было письмо-запрос - куда, мол, делся. Потом был период Андрпова, когда ловили прогульщиков на улице и нельзя было ходить без паспорта. Мой приятель попал в отделение: сняли беспаспортных с автобуса. Так там в течение 30 минут его пробили по базам данных и отпустили. Уже тогда на все население страны велись подробные досье в компьютерах. Сейчас их может быть и нет. а тогда все было серьезно. Но к середине 80-х уже при Черненко наступил релакс, все покатилось в либерально-демократическую сторону и распределение рухнуло. Но я застал вполне себе жесткую систему.
П.А.Воробьев

Неактивен

 

#24 2011-01-24 08:52:08

дмитрий борисович
Member
Зарегистрирован: 2010-04-01
Сообщений: 1407
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

Павел Андреевич и Григорий Анатольевич! Если Вы заметили, я не защищаю СССР и не пою ему осанну. Маразму там было много ("распределение" и сам проходил) благодаря чему он и рухнул. Но! Даже СССР не додумался вести разговор с точки зрения права о распределении. Я об этом писал, а не о том, с чем мы сталкивались в реале.
И о том, насколько серы наши вожди употребляя это в виде предложений от госорганов. Насколько хамски выглядит разговор об образовательных кредитах! Ничего не напоминает? Например, право на жилище (ст. 40 КРФ) - получите ипотеку и забудьте обо всем другом. Почему забугорный опыт вырывается из контекста и преподносится как благо? ведь в Америке (5 лет применил усреднено, каюсь, но смысл не меняется), высокая стоимость образования компенсирована и гендерной политикой и возможностью долгосрочного планирования личного бюджета и развитой грантовой системой. При этом конечная цель образования - заработок и достойная жизнь в рыночной системе. А не как у нас. Работник бюджетной сферы за гранью выживания в социальном государстве, взявшем на себя функции организации образования. здравоохранения и т.д.
Но речь не об этом. А о том, что Америку мы здесь в одночасье не построим. И государству (стране) придется найти цивилизованный способ взаимоотношений с гражданами, занятыми в сферах реализации гос. гарантий. Иначе кирдык. По-иному цивилизация будет сваливать с территории РФ. А потом это РФ развалится как пальто проеденное молью. Но строить эти взаимоотношения придется на конституционной основе, договариваясь с гражданами, а не пытаясь их нагнуть в очередной раз.
Если заметили, то в предложениях, которые я формулировал по законопроекту "Об образовании" эти условия соблюдены. Да, там разговор о частичном ограничении прав на образование и труд. Но только в рамках п. 3 ст. 55 КРФ "3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства."
Интересы других лиц это и есть интересы граждан - налогоплательщиков, которые вправе рассчитывать на то, что по месту жительства они получат медицинскую помощь, общее образование, их будет защищать профессиональная армия и т.д. При этом целевой вариант обучения не должен отменить обучения за счет бюджета со свободным вариантом трудоустройства. Разговор лишь о части приема, получающем преференции в виде облегченного конкурса в интересах регионов. Эти правоотношения могут возникать только на добровольной основе, предполагая изначальную договоренность о месте предполагаемого трудоустройства.
А не так, как в случае пресловутого распределения. После окончания обучения приходит дядя и говорит: Вы будете работать в районе буквы Я! А где это! Как где! На карту родины давно не смотрели? Представляете уровень предполагаемой коррупции в этом варианте?

Так, что ну его  это распределение в лету.

Неактивен

 

#25 2011-01-24 18:37:38

Павел Андреевич
Moderator
Зарегистрирован: 2007-04-08
Сообщений: 4118
Профиль

Re: Куда катится медицинское образование России?

В лету с лёту не попадешь. Так что эти гении могут засандалить и распределение под страхом смертной казни. А им-то что? Но что точно - очень мечтается. А так как нигилизм правовой полный (см. разговор про клинфарму), то им ничего не стоить закончик написать какой-то.
Что касается 1987 г. Так это уже после Чернобыля, страна шаталась уже. Не до лоха-дерматолога было. А чуть раньше - всего-то лет 7 назад, все было посерьезнее. Мне, например, пришили что я мало комсомольской работой занимался. И  - никаких. Хотя я работал в штабе ССО института. Но в зачет мне не пошло. Да нет, у меня знакомые с волчьим билетом не могли учиться в институте - уехал парень, теперь деканом где-то под Нью-Йорком. Просто забыли, как это было
П.А.Воробьев.

Неактивен

 

Board footer

[ Generated in 0.141 seconds, 6 queries executed ]