Межрегиональная общественная организация
"Общество фармакоэкономических исследований"

Choose language:     Russian   English 

Подпишитесь на новости:

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России
Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России

clinicpharm

Магистратура «Управление
и экономика здравоохранения»

Российская медицинская ассоциация Пироговское движение врачей России

Кокрейновская библиотека
Кокрейновская библиотека

27-28.07.2009 Дни пятый – шестой от О.Борисенко

Сегодня у нас праздник – первая конференция. Собралась очень представительная публика – руководители всех крупных медицинских организаций Пермского края.

Павел Андреевич начал свое выступление с декларации конфликта интересов: где работает, где получает зарплату. Сегодня тема борьбы с коррупцией поднимается только на уровне чиновников высшего ранга и ограничивается сбором деклараций о доходах. В медицине только и делаем, что врачей бьем по рукам за взятки. А из рук выпадает последний кусок хлеба. Нужно начинать с руководителей разного звена, авторов научных публикаций, лиц, принимающих решения: ездил ли за деньги производителей лекарств или оборудования на конгрессы, получали ли гранты на исследования или публикации и т.д.? Это и есть декларирование конфликта интересов, а за ним – управление (лицо, имеющее конфликт интересов, принимает участие в обсуждении вопроса, по которому есть конфликт, но не принимает решение). Цивилизованный и не сложный способ. У нас такой принцип уже работает в Формулярном комитете РАМН.

Достижение пермяков – это информатизация здравоохранения. Создана уникальная система: по 1 телефонному номеру любой житель области из любой точки может записаться на прием в любое учреждение. И он будет принят, и это увидят специалисты-информационщики из МИАЦ. Система позволяет видеть количество и предмет направлений на консультации, обследование, позволяет оценивать частоту обращений к врачам разных специальностей. Все больницы связаны с единую информационную сеть. В систему внесены персональные данные всех, кто хотя бы раз обращался за медицинской помощью. Один шаг – и в ней может появиться клиническая информация, а это – регистр больных, возможность учета и прогнозирования на основе оценки динамики состоянии, наличия факторов риска. Здесь же и прогнозирование потребления ресурсов здравоохранения.

Но в систему также нужно закладывать и стандарты медицинской помощи, формулярные справочники, и одновременно – индикаторы качества оказания медицинской помощи. В этом и состоит управление качеством – создать такие условия для работников, в которых ошибаться физически невозможно. Врач открывает электронную историю болезни, а в ней поля, обязательные для заполнения, и хоть ты тресни, а заполни. Вбил диагноз – тут же система выдает тебе стандарт оказания помощи, отклонился от стандарта – красный флажок – обоснуй отхождение. В Москве все больницы имеют электронную историю болезни, но она используется только для обмена информацией между лабораторией и отделением, да для облегчения ввода информации – есть шаблоны выписок.

В Свердловской области через каждые 50-80 км вдоль трассы пошли вагончики «медицины катастроф», с машинами скорой на стоянке. Видимо, на таких дежурят круглосуточно бригады скорой помощи. Вагончики проезжаем мимо, у следующего, если еще попадется, решили остановиться – посмотреть, поговорить. Интересно, что от Москвы, это первая такая находка. Я регулярно езжу к родне в Краснодарский край по трассам «Дон» и «Ростов-Баку» и ничего подобного не видел. Значит – это местная инициатива. Снижение смертности на дорогах (30 тыс. трупов за год) – вопрос организации неотложной медицинской помощи, а также строительства безопасных и удобных дорог (разделительные отбойники, улавливатели – карманы безопасности, многополосность, наличие светоотражателей).

На следующее утро остановились у вагончика станции медицины катастроф «Талица». Дежурят посменно 4 бригады: водители и фельдшера. Водители прошли обучение на спасателей. На станции имеется вагончик для жизни персонала и «нацпроектовская» скорая. Последняя имеет все, что нужно для оказания помощи. Вагончик хорошо оборудован: спальные места, кушетка, телефон, душ, туалет, кондиционер, телефон, телевизор. Платят также как и на обычной скорой. Есть накидки спасателя. В ее карманах в несколько рядов уложены разноцветные ленты (обозначают статус пациента – труп, требует неотложной эвакуации, нестабильная психика и др.), на самой ленте - прозрачный кармашек, в который вкладывается листок с паспортной и клинической информацией о больном, 2 вида кружков (эвакуация в первую и во вторую очередь), средства для оказания первой медицинской помощи (жгут, бинт), средства индивидуальной защиты фельдшера (очки, перчатки, варежки), сзади в кармане на спине укреплен подколенник.

Из-за малого числа вызовов на ДТП, скорая ездит и на обычные вызовы по соседним деревням. В среднем получается около 1 вызова в день (на ДТП, если я правильно понял). Не очень много. Водители по совместительству подрабатывают таксистами. Очень интересно будет проанализировать эффективность работы таких станций. Сегодня в области их 11 штук. Возможно, такие станции следует концентрировать в местах, где ДТП часты и в них гибнут люди. Но и такой подход вряд ли будет затратно-эффективным. Фельдшер на станции рассказал, что сотрудники ГИББД не владеют навыками оказания медицинской помощи, не понимают принципов медицинской сортировки.

На Урале дороги не очень. Бесконечные ремонты и сужения – напоминают мне путь по Ростовской области. Люди тратят в 2 и более раз больше времени на перемещение, а сколько нервов! При этом работы ведутся, но людей занято немного. Читаю сейчас «Беседы у камина» Франклина Д. Рузвельта – годы его президентства пришлись на Великую депрессию. Миллионы американцев тогда остались без работы. И главной задачей правительства было трудоустройство людей. Были созданы беспрецедентные программы – более 3 миллионов человек заняли на общественных работах в службах охраны окружающей среды и дорожного строительства. Создавались центры переобучения. Была создана знаменитая Food Stamp Program, действующая до сих пор, в которой избыток производимой фермерами пищи закупали и раздавали по карточкам бедным гражданам. У нас при числе безработных около 6 миллионов человек никаких усилий по преодолению безработицы не заметно. Разве что открыли Интернет-сайт с информацией о вакансиях (немногим лучше имеющихся центров занятости), да создали программу переселения. Этой возможностью переезда воспользовались аж 4 тыс. человек! Потрясающие результаты!

При этом по дорогам ездить невозможно, да и существующие дорожные службы банкротят (вспомните ситуацию месячной давности на Алтае). Мы анализировали литературу по проблемам со здоровьем в периоды экономических кризисов. В кризис резко возрастает число психических расстройств, самоубийств (но сокращается число смертей в ДТП). Главная мера по охране здоровья – трудоустройство, чтобы было, что есть и где спать, и чтобы об этом голова не болела.

К вечеру 6 дня пути доехали до Омска. Встречал Сергей Викторович Скальский – заведующий кафедрой клинической фармакологии медицинской академии. Разместили нас в общежитии для сотрудников – достаточно приличное место. Ужинали, несмотря на государственную политику, в грузинском ресторане. Мы – за дружбу народов. Не обошлось без песен, хотя было рискованно выступать после очень профессионального симпатичного грузинского дядьки. Спел битловскую «Вчера» под Рея Чарльза. Ах, музыка, музыка – любовь моя. В общем, очень душевно пообщались. Сегодня люди все меньше видят дальше своего кошелька, в гости ходят все меньше, а чтобы приютить кого-то у себя дома – упаси Господи! Это ж стеснение какое! А то, что уходит все человеческое из общения – это ничего. Но нам везет на этот счет в поездке. Везет и с людьми, и с погодой - соотношение ночевок в палатке под дождем и без, пока полностью в пользу знатоков: 0:3.