Межрегиональная общественная организация
"Общество фармакоэкономических исследований"

Choose language:     Russian   English 

Подпишитесь на новости:

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России
Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России

clinicpharm

Магистратура «Управление
и экономика здравоохранения»

Российская медицинская ассоциация Пироговское движение врачей России

Кокрейновская библиотека
Кокрейновская библиотека

04.08.2009 День тринадцатый. Абакан – Саяно-Шушинская ГЭС – стоянка в Красноярском крае
От О.Борисенко

Наше пребывание в Хакассии подходит к концу. Президент страны не доехал до крупнейшей в Евразии гидроэлектростанции и сегодня наша очередь. По дороге проезжаем большой алюминиевый завод - сердце империи «Русала». Гигант виден за много километров, а у самой дороги тянуться многокилометровые трубы, отапливающие Саяногорск.

Дорога уходит в горы и расцветает всеми красками: справа - скалы и живописный лес, слева – Енисей. На том берегу - нетронутая тайга. Напоминает чем-то Архыз в Карачаево-Черкесской Республике, только река крупнее раз в 20-30. Местами скалы полностью состоят из мрамора. Километров за 10 до ГЭС, на самом берегу реки стоит поселок Черемушки. Почти все местные жители работают на большую гидроэнергетику. Совершенно неожиданно из-за листвы выскакивает трамвай – на нем работникам можно добраться от Черемушек до ГЭС.

С Мишей получили уже второе за поездку предупреждение от Павла Андреевича – надеть вместо шорт штаны, натянуть носки и кроссовки вместо сандалет. Кажется – асфальт, но вон по обочине проползла гадюка… Тайга – это Вам не шуточки. Многих здесь кусают клещи и змеи.

При подъезде к ГЭС встали на посту. Проблемы с проездом. Чтобы попасть на этот особо охраняемый объект, нужно через определенных туристических операторов заранее подавать заявку. Надежность посетителей оценивают несколько служб. Владелец ГЭС – РусГидро, прозванная в народе РусГидрой за неуемные аппетиты и напористость в решении вопросов о строительстве новых объектов. В СМИ проходила информация о том, что коренные и не только жители районов, которые должно затопить при строительстве новой ГЭС на Ангаре, готовы выйти с ружьями против строителей и их начальников из РусГидры. Людей сгоняют с насиженных мест, они вынуждены терять свой охотничий и рыбный традиционный промысел. С другой стороны «затопленникам» предлагают переселение (строят дома в Абакане, теоретически переехать можно в любые другие регионы). По слухам, многие свои сертификаты на жилье уже продали. Это очень все походит на ситуацию в Латинской Америке, когда нефтяные компании уничтожают большие площади лесов, сгоняя местные племена куда подальше. Те начинают жечь заводы и поселки строителей и рабочих. Начинается затяжная повстанческая борьба. Известный обличитель деятельности Мирового Банка Джон Перкинс описал это в своей книге «Исповедь экономического убийцы».

Собственно ГЭС поражает своими размерами. Она во многом самая-самая. Вторая по величине в мире. Самая прочная плотина в мире. Удалось посетить только музей и посмотреть на центральный пульт управления. В музее реализована формула из детской песенки: «работают роботы, а не человек». Интерактивная экскурсия, в которой записанный голос начитывает текст, меняются слайды на экране. А экскурсовод рядом гордо переключает кнопки. Последняя сначала не произвела большого впечатления. Ну кого могут заинтересовать комментарии типа: а вот этот флаг подарил Рауль Кастро, а эту лопату нашему музею подарили… Зато после в беседе выявилось глубокое знание жизни станции, особенностей используемых технологий. В общем, было здорово. На станции работает около 400 человек. Средняя зарплата уборщицы – от 20 тыс. руб., рядового работника – 35-40 тыс. руб. Деньги не плохие. Поэтому недостатка кадров здесь не испытывают, молодежь составляет 30% персонала. Уборщицы едут из Москвы. Когда подошли к окну в комнату главного пульта управления, поразила картина: в огромной комнате за навороченным пультом с множеством кнопок, несколькими мониторами за столом сидела симпатичная блондинка и покачивала ножкой. Стало немного страшно, ну представьте разговор: Сереж, нужно запустить 8 генератор - нажми вон на ту желтую кнопочку… Но здесь все серьезно: начальник имеет 3 высших образования, одно из них психологическое, все операторы – не менее 2. Новый человек сначала проходит через все смены, чтобы понять психологическую его совместимость с дежурной сменой.

Разбаловали нас в Хакассии. Едем до Канска в дождь и ребята обсуждают, что сегодня никто не захочет ночевать в палатке, нужно искать гостиницу. Посмотрим.

Каждый день возникают небольшие трения. Но в принципе держимся мы нормально. Вопрос психологической совместимости путешественников, людей ответственных профессий стоит очень остро. На ГЭС, где мы только что были, начальник смены подбирает себе партнеров сам, они проходят различные психологические тесты. Нужно, чтобы темперамент, характер, привычки не мешали работе. Раздражать может все: кто-то громко ест или пьет, кто-то меньше других покупает еды или закуски, кто-то громко смеется, а кто-то говорит то, что не нравится, кто-то слишком самоуверен, а кто-то пассивен… Список можно продолжать до бесконечности. Раздражительность растет с усталостью. Пытаюсь понять: возможно ли, при неудовлетворительной совместимости сохранить комфорт в отношениях или нет? Или это только вопрос изначального подбора команды? В нашем экипаже народ достаточно лояльный и надеюсь, мы доедем до конца пробега без эмоциональных потерь.