Межрегиональная общественная организация
"Общество фармакоэкономических исследований"

Choose language:     Russian   English 

Подпишитесь на новости:

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России
Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России

clinicpharm

Магистратура «Управление
и экономика здравоохранения»

Российская медицинская ассоциация Пироговское движение врачей России

Кокрейновская библиотека
Кокрейновская библиотека

За справедливым здравоохранением на Ямал 2015

05.08.2015
05.08.15 Лабытнанги
Нажмите, чтобы увеличить
Въезд в Салехард
Нажмите, чтобы увеличить
Здание театра 501-й стройки
Нажмите, чтобы увеличить
Мост-факел
Нажмите, чтобы увеличить
Театр 501-й стройки
Ну был денек. В смысле погоды. Всю ночь и с утра лило как из ведра. В нашей комнате на оргалитовом потолке скопилась лужа, которая струйками стекала на ковер и грозила обрушить потолок. Горячая вода быстро кончилась – централизованного водоснабжения нет, а нагревательный бак один на несколько номеров. Интернет работает, но медленно, выложить фотографии не получается. Но зато выкинули на сайт почти недельную задолженность текстов. И то – хорошо. В гостинице расположена маленькая медсанчасть летного состава компании Ямал. Зашли поговорить с терапевтом. Она не очень была готова к беседе, но, как и все подтвердила печальку с обычными врачами: их не хватает. В поселках отдаленных, по ее словам, везде есть ФАПы и фельдшера, а вот с врачами очень и очень плохо. Еще раз убедились: по санавиации летают на необорудованных Ми-8 специалисты «скорой помощи» со своими укладками, возят с собой оборудование, которое к вертолету подключить никакой возможности нет: оборудование есть под 12 вольт, а на борту – 24. Инверторов 24/12 нет. Здравоохранение покупает просто рейс, оплачивая полетные часы. Обычная цена – что-то миллион в час. Дорого, сердито и бестолково. С вечера договорились насчет ремонта машины – глушитель подварить, радиатор посмотреть. Были сложные переговоры с человеком, который связан с ремонтом патрулей и которому посылают из Москвы запчасти наши мастера. Нам надо было назваться знакомыми Малыша. Мало нам было Жени-Сказки. Так еще и Сергей Малыш. Весело тут. Мастер был с ночи, попросил после 12 ему позвонить. С утра пошли в музей. Он полон мамонтов и овцебыков. Выставлена мамонтенок Люба. Ее нашел оленевод, пока он чухался – кто-то мамонтёнка украл. Нашли. Потом ее перетащили в Салехард, оттуда отправили на всякие исследования в Японию и США. В Японии с ней обращались как с писанной торбой: держали в морозильной камере, работали только в противочумных костюмах. А у нас – стоит себе под стеклом, даже температуру не поддерживают. Есть хорошо сохранившаяся человеческая мумия в комнате с регулируемой температурой. Вообще музей очень богато сделан. Огромные залы. Есть аудиогид. Всякие интерактивы. Я подошел почитать про мамонтов на экране – тетка меня заставила отвечать на какой-то тест. Очень полезно: не смог еще что-то узнать, а уже ответь на вопросы. Им вообще скучно, видимо, посетителей немного. Экскурсия – 1800 рублей на небольшую группу. Мы пожадничали. Да и так все видно. Тут тебе и раскопки разных городищи и Мангазея. Странная ситуация: городище просуществовало только лет 70 а добра там найдено – немеряно. Тысячи артефактов. Что же это было за активное торжище, если столько там осталось для археологов? Ведь сотни лет прошли. Кстати, кто вообще основал этот городок – не сказано четко. Поморы, мол, плавали на кочах. А про новгородцев – ни звука. Разве их уже не было к тому времени? Или это политически не верно? На одном рисунке – тащат на плечах судно. Так это ушкуйники новгородские так ходили, перетаскивая свои легкие ушкуйки, а не поморы на тяжелых кочах. И – ничего в музее про современность. Ни про мертвую дорогу, ни про освоение Севера. А ведь этой истории тоже уже более 100 лет. Немного странно, если не сказать большего. Рядом с музеем: рынок «Дары Ямала». Смотрим оленину, рыбу. Тушенка из оленя готовится в Кургане. Рыба страшно дорогая – по 800-900 рублей кг. А икра сига – так и вовсе 3 тысячи. Мы, конечно, что-то покупаем на пробу, берем одну рыбину – муксуна горячего копчения - , обнаруживаем точку разливного пива. Вечером надо попировать немного. Подъехали к воссозданному Обдорскому острогу. Посредине – деревянная церковь. В ней – длинный список грехов. Такой длинный, что его даже сфотографировали. Впечатление, что все, что мы делаем – сплошной грех. Памятник борцам за Советскую власть. Еще один – казакам, которые почему-то крест тащат. Я-то думал они с оружием тут гуляли. Ан нет – с крестами. О вообще – казаки-ли были тут первопроходцами? Кстати, музей краеведческий создан тут тоже игуменом аж в 1906 г.: Иваном Семёновичем Шемановским (Иринархом). И носит его имя. В общем музей не показался – помпезно, сухо, официально. Много обслуги, мало посетителей (что – не удивительно). Затем заехали на яму. Глушитель оторван в 2 местах, скорее всего его плохо сварили еще в Москве. Варить тут – смысла нет. Особенного грохота не слышно, ну гонит двигатель все под днище. Вонять – не воняет, дно не греется, мощность не садится. Подвязали кое-как, чтобы не болтался и не стучал. И с радиатором тоже – его надо менять, а так – никуда не денется: внизу стоит на опорах, а сверху мы его проволокой притянули. Решили проехать по отрезку Салехард-Надым с новой стороны. Отличный асфальт, хотя много линз и довольно часто подпрыгиваешь на кочках. Всего такой дороги – что-то километров 80-90. Потом она кончается отсыпкой и по словам рабочих – еще через 5 км упирается в развившуюся чуть не на километр речку. Мостов дальше нет. Нет и Мертвой дороги – следов ее не видно. Возможно, она подходит к трассе дальше. Андрей, впрочем, углядел в тундре остатки упавшей тригонометрической вышки. Тоже – тех времен конструкция. Нам в Надыме говорили, что со стороны Салехарда раритетов тех времен мало. Жаль. Недалеко от Салехарда – циклопические сооружения, доминирующие над окружающим пейзажем. Их видно от города, отовсюду километров за 30. Это какие-то бывшие в употреблении военные антенны. Тут же разрушенные здания, валяется инвентарь бытовой. Брошено все уже давно, но в вечной мерзлоте все довольно долго – десятки лет – сохраняется без тлена и гниения. Антенны в виде огромных экранов попарно – три комплекса – смотрят в 3 стороны света. Высота их – метро по пятьдесят, размеры каждого прямоугольника – метров по 20 на 10. В фокусе парабол – видимо, приемники. Андрей сказал, что это антенны связи с подводными лодками: мол, они тут в Обской Губе раньше всплывали, сливали-получали что-то, и опять уходили подо льды Северного Ледовитого океана. Рядом – этнический музей. Чумы, чучела животных, можно сфоткаться в национальных костюмах. Какая-то сцена, стилизованная под чум. Тут проходят некие праздники-мероприятия, но в будний день – никого, скучно. Вернулись в Салехард, сделали фотографии на фоне памятника 66 параллели (или Полярного круга), паровоза времен Мертвой дороги. В городе течет речка Шайтанка. Ну, речка – не речка, ручеек. Сейчас в центре его культивируют, набережную делают. Есть мост «Факел» с рестораном наверху. Сооружения больше напомнило мне уже упоминавшиеся антенны. И еще – на берегу Шайтанки возводится огромный православный храм. Андрей даже решил было, что это мечеть. Нет, храм. Видимо реку переименуют: нехорошо – храм и Шайтан. Грех. При выезде из Салехарда - аэропорт и выставка авиатехники. Так много вертолетов и самолетов – а это все «малая» авиация среднего размера – я не видел. И еще: забор вокруг аэропорта сделан из специфических выштамповок, очень похожих на наши аппарельки, с которыми мы едем на крыше в виде пропеллера. У нас они для подкладки под колеса в случае утонутия машины в грязи или в песке. А здесь из них делали взлетно-посадочную полосу. В любом болоте. Это – мы знаем – началось еще на аэродромах Лэндлиза на Колыме. Эти аппарели-выштамповки как-то скрепляются между собой и создают прочную, очень легкую поверхность, на которую и плюхаются шасси самолета. Их легко можно перевозить с места на место, в случае переезда аэродрома. Поехали в ресторан поесть. Там, войдя в Интернет в новости, я обнаружил, что паром из-за шторма не работает. Но мы упертые – поехали все-таки. Паром в принципе круглосуточный. Ходит по расписанию. Стоит длинная очередь. Стали звонить, выяснять. Шторм ожидается еще 3 дня, паромы ходить не будут. Но, может быть, ветер стихнет – они пойдут. Ждите. Позвонили Жене, он подтвердил – стойте. Очередь перед нами стала быстро сокращаться. Машины одна за другой уезжали в Салехард. Ну, а нам куда деваться? Стоим. К 10 показался паром из Лабытнанги. По нашим прикидкам мы должны обязательно на него влезть. Что, собственно, и произошло. Но машины перегрузили паром и он сел носом на мель. Для того, чтобы его сдернуть, пришлось часть машин согнать обратно, потом – погрузить снова. Но, слава богу, ушли. Волна действительно приличная, борта кидает метра на полтора вверх-вниз. Но – не смертельно. Машины стоят спокойно. И уже минут через 30-40 мы оказались на другой стороне. Цена за билет смешная – 115 рублей за машину. На берегу нас встретил Женя на сильно лифтованном Крузаке с огромными колесами – дутиками. Не биг-фут, конечно, но уже близко. Чтобы колеса вмешались, к раме приварены стойки сантиметров по 10, и уже на них водружен кузов. Как в эту конструкцию залезать – не представляю, пол в машине высотой по мою грудь. Он повез нас ночевать, сказав, что у него есть что-то типа турбазы. Оказалось – магазин-склад строительных всяких вещей, тут же – цех по изготовлению пластиковых окон. Здесь же баня и кухня с двумя лежанками. Пара сортиров. В бане – сдвинуты лавки, на них брошен спортивный мат – типа кровать двуспальная. Все это - в каких-то то-ли цехах, то-ли гаражах бывших – не очень понятно. В общем – что-то промышленное. Но главное – с потолка везде льет вода. Везде на полу стоят тазы и всякие прочие емкости. И пол весь мокрый. Дико пахнет сыростью. Только в бане и на кухне – сухо. Женя сказал, что крыша рубероидная, ждут, когда перестелят ее рифленкой. Я так понял, что идет строительство второго этажа и там сделано что-то временное. Но все равно - странное сочетание сарая и современной компьютерной и строительной техники. Посидели, поговорили, послушали рассказы. Сюда едет много народа, в частности – иностранцы: поляки, испанцы, французы, голландцы. Экотуризм. Этнотуризм. Их на неделю селят в чум к ненцам, типа – изучайте быт. Кто-то из приехавших стал по чуму в трусах ходить – срам какой. Попросили одеть штаны. Другие едут кататься на джипах по горам, но такие чаще – зимой. И еще – на однодневный рафтинг по реке Соби: их завозят поездом и день спускают на катамаранах вниз. Женя – профессиональный турист, плавал раньше по рекам на всяких соревнованиях. Кстати, Сказка – это его фамилия. Я бы такой фамилией торговал в этом специфическом бизнесе. Обсуждаем, как отсюда выбираться. Из Лабытнанги можно машины грузить в сетку, можно – на платформу. В сетку мы не входим по высоте, кроме того – надо ждать полной ее загрузки. Нам больше по душе платформа. Затык в том, что платформа может простоять в Печоре несколько – пару-тройку - дней, пока ее подцепят к поезду из Воркуты или сформируют свой состав. Потом доедут до Северо-чего-то и там можно будет встать на дорогу до дома. Езды – километров 1,5-2 тысячи, вполне можно за сутки доехать, если в 2 руки. Альтернатива: паром до Приобья вверх по Оби трое суток. Это мы уже проходили, полторы суток-то скучно неимоверно. А оттуда три полных дня до Москвы через Урал, Пермь и т.д. В общем, как ни крути, выезжать отсюда долго и непросто. Часа в 2 расходимся спать, Андрей с Мариной располагаются в машине, мы – на топчане в бане. Конечно, бывали и лучше, и покомфортнее ночевки.
Видеолекция ШКФ NEW

Смотреть видео »
Журнал
“Проблемы стандартизации в здравоохранении”
теперь доступен для загрузки!
Вступить в
члены Общества.
Примите участие в дискуссиях на нашем форуме.
Клиническая фармакология и фармакоэкономика.
Рецензирование проектов национальных стандартов

Вестник Московского городского научного общества терапевтов -
весь архив!
Заседания Высшей Школы Терапии МГНОТ.

Смотреть видео
New
Справочник лекарственных средств Формулярного     комитета 2010 NEW

Наиболее полная и достоверная информация по лекарствам для практикующих врачей – полностью бесплатно on-line!