Межрегиональная общественная организация
"Общество фармакоэкономических исследований"

Choose language:     Russian   English 

Подпишитесь на новости:

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России
Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России

clinicpharm

Магистратура «Управление
и экономика здравоохранения»

Российская медицинская ассоциация Пироговское движение врачей России

Кокрейновская библиотека
Кокрейновская библиотека

Пресс-релиз пресс-конференции «Доклад Формулярного комитета РАМН «О состоянии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации. 2008 г.»

Формулярный комитет Российской академии медицинских наук – экспертный общественный орган – более 12 лет занимается проблемами лекарственного обеспечения населения России. Нашими усилиями 10 лет назад Перечень лекарственных средств (ЛС), направленный на поддержку отечественной фарминдустрии, превратился в перечень ЛС, жизненно необходимых больным людям. За эти годы проведены сотни экспертиз ЛС, в перечень внесены целые классы ЛС, например противоопухолевых, для лечения заболеваний почек, применяемых при патологии нервной системы факторы свертывания и т.д. Все решения принимаются экспертами на основании установленных, гармонизированных с международными, правил, гласно, этично, с привлечением широкой медицинской общественности, организаций пациентов и информированием прессы.

Именно предлагавшиеся экспертами комитета стратегии развития лекарственного обеспечения были реализованы (увы, частично) в виде оплаты части ЛС для части населения через фонд медицинского страхования с 2005 г. (ДЛО); при выделении 17 дорогостоящих редких ЛС в отдельную группу для оплаты их из средств федерального бюджета с 2008 г.; при определении уполномоченных поставщиков; при создании формуляров медицинских организаций и проведении анализа затрат на ЛС клиническими фармакологами; при создании Профессиональной службы по редким заболеваниям; при разработке протоколов ведения больных.

Нерешенные или решенные частично проблемы в сфере лекарственного обеспечения обострились в условиях экономического кризиса. Формулярный комитет на примерах демонстрирует реальные болевые точки лекарственного обеспечения:

  • проблемы регистрации ЛС (неоправданная длительность, отсутствие прозрачности при экспертизе документов; отсутствие преференций для редко применяемых ЛС; отсутствие сопоставлений клинической эффективности между оригинальными ЛС и дженериками);
  • физическую и экономическую недоступность ЛС для больных (менее 10% граждан страны могут рассчитывать получить необходимые лекарства в рамках государственного возмещения стоимости ЛС; крайне мало детских форм ЛС; не предусмотрено снабжение отдаленных небольших поселений),
  • нарушения этических норм (реклама, наносящая вред здоровью; заинтересованность врачей в продажах ЛС и БАД, конфликты интересов),
  • проблемы ценообразования (запутанная система торговых наценок; отсутствие учета, при расчетах с иностранными производителями, колебаний курса рубля; кратные различия в цене на одно и то же ЛС в аптеках),
  • проблемы обеспечения больных с редкими, но излечимыми заболеваниями (высокая стоимость лечения и отсутствие средств в бюджетах субъектов Федерации).

Формулярный комитет РАМН в докладе показал, как можно создать систему лекарственного обеспечения в стране при имеющемся дефиците ресурсов: эти предложения конкретны и просты. Государство должно взять на себя оплату затрат на жизненно необходимые ЛС для всех граждан страны. Назначение жизненно необходимых ЛС должно регулироваться стандартами медицинской помощи и протоколами ведения больных. Отбор жизненно необходимых ЛС должен проводиться с применением доказательств эффективности и экономической целесообразности, открыто, публично. На жизненно важные ЛС должны быть установлены референтные цены, единые для всей страны, а дистрибьюторы и аптеки должны получать оплату за свои услуги. Из медицинской практики следует исключить ЛС, эффективность которых проверялась и не была доказана. Для редко применяемых (сиротских) и особо дорогостоящих ЛС должна быть предусмотрена иная система закупок (уполномоченные дистрибьюторы; доступность не зарегистрированных в России ЛС) и адресной доставки, например, почтой. Особое внимание должно быть уделено обеспечению ЛС уязвимых групп населения – жителей отдаленных регионов, военных гарнизонов, граждан, находящихся в местах лишения свободы, домах престарелых, психоневрологических диспансерах, детей в интернатах, одиноких, больных, зависимых от лекарств и т.д. Развитие отечественной фарминдустрии должно быть напрямую связано с производством жизненно необходимых ЛС, специальных лекарственных форм для детей, для заболеваний глаз и др.

Предложения Формулярного комитета высказывались в прямых обращениях в Минздравсоцразвития и в публикациях. Однако, наметившееся в последние годы сокращение диалога власти и гражданского общества, привело к тому, что предложения экспертов либо не рассматриваются вовсе, либо решения принимаются без общественного обсуждения. Более того, Минздравсоцразвития в последнее время активно препятствует работе по стандартизации в здравоохранении: с ноября 2007 г. не утвержден ни один стандарт при наличии более 600 проектов документов, Ростехрегулированию предложено изменить состав, правила и план работы технических комитетов по стандартизации в здравоохранении и прекратить разработку протоколов ведения больных. Обсуждаемая Концепция развития здравоохранения до 2020 г., разработанная Минздравсоцразвития, недостаточно оправдана экономически и клинически и не учитывает необходимость развития системы лекарственного обеспечения. В прессе упоминается о создании еще нескольких концепций, связанных с лекарственным обеспечением, но их содержание не известно.

Формулярный комитет считает, что Российское государство не может в дальнейшем существовать как социальное государство без справедливого лекарственного обеспечения всего населения страны. Представляется, что многие вопросы всеобщего лекарственного обеспечения должны быть закреплены на законодательном уровне, а не на уровне нормативного регулирования. Система лекарственного обеспечения может и должна быть создана при существующем уровне финансирования отрасли, что позволит перераспределить затраты с неэффективных сегментов на эффективные и обеспечить медицинскую помощь гражданам адекватным лекарственным лечением.

Формулярный комитет РАМН открыт к сотрудничеству, имея в арсенале знания технологий лекарственного обеспечения и конкретные предложения по радикальному изменению ситуации.

Видеолекция ШКФ NEW

Смотреть видео »
Журнал
“Проблемы стандартизации в здравоохранении”
теперь доступен для загрузки!
Вступить в
члены Общества.
Примите участие в дискуссиях на нашем форуме.
Клиническая фармакология и фармакоэкономика.
Рецензирование проектов национальных стандартов

Вестник Московского городского научного общества терапевтов -
весь архив!
Заседания Высшей Школы Терапии МГНОТ.

Смотреть видео
New
Справочник лекарственных средств Формулярного     комитета 2010 NEW

Наиболее полная и достоверная информация по лекарствам для практикующих врачей – полностью бесплатно on-line!